
Около 10 миллионов лет назад, род приматов из которых произошел человеческий род, активизировал один из ферментов, который усваивал этанол из плодов.
По данным палеогенетического исследования, проведенного во главе с биологом колледжа Санта-Фе (Нью-Мексико) Мэтью Карриганом, эта «проба» состоялась в то время, когда общий предок человека, горилл и шимпанзе спустился с деревьев. Благодаря упавшему фрукту который, как правило, подвержен гниению, эти первые хоминоиды ходили по земле, возможно пробуя все, что было похоже на пропитание.
Когда плод перезрел, он мог содержать этанол — природный алкоголь растительного происхождения, похожий на пиво. В течение нескольких лет, американский исследователь Роберт Дадли изучал алкогольный состав плодов свойственным американским джунглям и обнаружил не менее 8% сходство. Это привело к тому, что он с другими палеоантропологами стал говорить о связи между эволюцией человекообразных обезьян и употреблением алкоголя, что противоречило самой общепринятой теории, согласно которой вещество не входило в диету до 9000 лет назад, когда малоподвижный образ жизни и сельское хозяйство одновременно распространились в разных частях мира.
Накопление зерен и фруктов позволило мужчинам раннего неолита сохранить их через ферментацию и последующую трансформацию в спирт. Алкоголизм бы, с этой точки зрения, стал бы темной стороной между изменением окружающей среды (технология ферментации) и генетикой человека, который тогда еще не был готов употреблять алкоголь.
Но команда исследователей Карригана сообщает о более раннем появлении алкоголя до того как появились люди. После анализа сегодняшних приматов и вымерших, класс алкоголя дегидрогеназа IV (ADH4), один из ферментов, который усваивает различные спирты, попадающие в организм, эти эксперты подсчитали, что фермент активировался около 10 миллионов лет назад.
Затем мутация одной из сотен аминокислот, которые содержат фермент, позволила общему предку человекообразных шимпанзе и горилл метаболизировать этанол. А вот орангутанги, которые в отличие от других человекообразных обезьян не имели этого модифицированного фермента. В самом деле, активация ADH4 произошла вскоре, после того как орангутанги и другие три группы разошлись своими эволюционными путями.
Эта связь между ADH4, метаболитом алкоголя и упавшими плодами с деревьев привела к тому, что Карриган и его коллеги предположили, что ферментативное изменение означало адаптивное поведение людей и их предков.




